Часть 2.
Далекие края.

Поначалу тропа довольно широкая и наезженная. Вскорости один из её отростков приводит меня в каменное ущелье, образованное огромными глыбами гранита. Тут же журчит спрятанный под железным щитом родник. С некоторого подобия смотровой площадки открывается шикарный вид на окрестности, а характерный срач вокруг (и в прямом и в переносном смысле) говорит о том, что место явно пользуется популярностью местных жителей.

Взяв фотик, забираюсь по глыбам наверх, отщелкивая мегабайты на флэшке и собирая душистый урожай чабреца. Как вдруг, подняв взгляд, застываю, как пораженный.

Такую силу, такой выразительный взгляд способен изобразить не каждый скульптор. Поэтому не сразу верится, что передо мной творение природы, а не пораженный богами древний воитель. Думаю, что любой поклонник японского искусства суисэки был бы счастлив иметь в своем саду такой экспонат. Впрочем, вряд-ли ему удалось бы оторвать от скалы многотонную глыбу. Ну и хорошо, значит будем сами смотреть на это чудо.

Побродив еще чуть по окрестностям, еду дальше. Дорога изобилует крутыми подъемами и спусками, поэтому стиль вождения мопеда здесь далек от щадящего. Однако, к моей радости, двигатель работает хорошо и без перегрева.

Пейзаж постепенно преображается. Последние строения окончательно исчезают из вида, холмы на противоположном берегу становятся все выше, а колея, по которой я еду все менее заметна в высокой пожухлой траве.

Хочется искупаться, и на одной из излучин Кальмиуса, заметив намек на наличие спуска к воде, я съезжаю с тропы и устраиваю себе и мопеду привал.

Первым делом скидываю джинсы, натягиваю плавки и прыгаю в речку. Дно довольно глубокое, но течение быстрое. Вода кристально прозрачная и я прекрасно различаю свои ступни на каменистом дне. Вдруг чуть ли не из под моей ноги выплывает какая-то светлая извивающаяся змейка, разом на порядок снизив кайф от купания.

Тем не менее, я переправляюсь на отмель противоположного берега, а оттуда и на самый берег. Хочется осмотреть окрестности, и поэтому я начинаю взбираться на ближайший холм. Прогулка босиком по каменистому грунту бодрит и заставляет выбирать маршрут попроще. Тем не менее, вскоре я уже смотрю вниз с высоты шестого этажа, пытаясь проследить течение Кальмиуса и дальнейший маршрут. Изгибы реки прекрасно угадываются по зеленым лентам на фоне желтой, выжженной солнцем степи. Однако, насколько хватает глаз, никаких населенных пунктов не видно и я уже радуюсь, что выбрал именно этот маршрут, а не в два раза более длинный путь в Гранитное. Правда вдали виднеется не внушающий доверия овраг, расположенный на "моем" берегу, перпендикулярно Кальмиусу. Однако отсюда он кажется не таким грозным, чтобы серьезно помешать.

Вокруг благоухают терпким ароматом чабрецовые полянки, и я трачу минут десять на сбор этого природного дара. Потом спускаюсь с холма, осторожно переправляюсь через Кальмиус в обратном направлении, и ухватившись за какой-то куст, вылезаю на берег.

Пока обсыхаю, делаю очередной налет на свои съестные припасы, и фотографирую окрестности.

Стрелка на часах перевалила за отметку 13-00, когда я снова оседлал мопед и двинулся дальше. Поскольку утренняя прохлада окончательно ушла в область воспоминаний, вместо штанов натягиваю шорты, более соответствующие погоде, вывожу мопед на тропу и снова трогаюсь в путь. Пробег к к этому моменту составил уже 134 километра и посмотрев в бак я обнаружил, что бензина там плещется совсем немного. Начинаю понемногу волноваться за горючее, но не настолько чтобы поворачивать назад.

Чем дальше я пробирался вдоль реки тем менее заметными становятся тропинки, пока в конце концов не исчезают совсем. Дальше под колеса ложится практически нетронутая степь. Нет даже вездесущего пластикового мусора, четко обозначающего места прохождения современного человеческого стада.

Ехать приходится на первой передаче и очень осторожно. Степь только на первый взгляд ровная. Однако то здесь то там словно из ниоткуда появляются ямы в полколеса или здоровенные булыжники, наезд на которые ничего хорошего не сулит. Одну такую ямку я все же прогавливаю и только в самый последний момент успеваю привстать на подножках, амортизируя удар. Еще несколько раз ловлю крупные булыжники. Поскольку дорога несколько отвернула от реки, забравшись повыше, почва здесь представляет собой смесь глины и сухого щебня, на которой, несмотря на конец июня, уже практически ничего живого не растет. Земля ощетинилась сухими иголками травы и теми самыми колючками, которые весьма попортили настроение дончанам. Я тоже опасаюсь проколов и стараюсь по возможности избегать колючих зарослей, но несколько раз проехав по невовремя замеченным веткам, убеждаюсь в том, что мопедная резина гораздо прочнее велосипедной и обычной колючке проколоть её не так-то просто.

Однако местность становится все более рельефной, все чаще приходится применять чуть ли не кроссовые приемы езды, с разгона вскарабкиваясь на склоны, и вскоре я оказываюсь один на один с тем оврагом, который заметил еще с места привала. Вблизи его приходит понимание, что препятствие это отнюдь не тривиальное. Спуститься на дно непросто даже пешком, а подъем оказывается еще покруче спуска. В поисках более-менее проходимой переправы поначалу я отправляюсь в сторону реки, однако не найдя никаких улучшений и попутно расцарапав ногу о какой-то колючий куст, возвращаюсь обратно и продолжаю поиски в противоположном направлении. Метров через 300 обнаруживается какое-то подобие тропинки, по которой я аккуратно, ручками свожу мопед вниз. Дно размыто потоками воды, текущими здесь в более дождливый период, поэтому последние метры спуска и первые подъема мопед приходится нести на руках, предварительно сняв багаж. Так же без багажа, на первой передаче, отчаянно буксуя сцеплением и отталкиваясь ногами, я под углом к склону забираюсь наверх. Отдышавшись, иду за сумкой и рюкзаком, после чего цепляю багаж на прежнее место и продолжаю путь. На часах 13-50.

Скальный массив, образовавший эту сторону оврага, оказался не слишком широким. Сверху он должно быть напоминает язык, протянувшийся к реке. Во всяком случае вскоре я увидел идущую вдоль берега дорогу и по одной из промоин смог к ней спуститься. Преодоление такого сложного участка виделось мне довольно знаменательным и я при помощи автоспуска делаю несколько снимков себя любимого, с гордым видом восседающего на вседорожном мопеде.

Ради любопытства попробовал проехать по дороге в обратном направлении. Через несколько сот метров хорошо накатанная машинами колея уперлась в отвесную гранитную стену. Правда вдоль самого берега еще виднелась какая-то тропка, но исследовать куда она выходит я уже не стал и повернув на 180 градусов продолжил свой путь.

Местность явно приобрела более обжитой, или скорее объезженный характер. Колея более никуда не терялась, хотя и продолжала достаточно причудливо ветвиться. Берег, по которому я ехал поначалу был довольно низменным, в то время как с противоположной стороны местами прямо из реки поднимались отвесные многометровые стены.

Наконец начали встречаться люди - рыбаки, или местные жители, выехавшие накосить сена для своей живности. Местность для этого была самая подходящая - тропа шла как бы в коридоре из растительности, высотой до полутора метров. А ведь совсем недавно я ехал едва ли не по пустыне.

Впрочем, мопед - не травоядное животное, и подобная трасса оказалась ему отнюдь не по вкусу. Ехать приходилось на первой передаче, да и она временами оказывалась слишком быстрой. Конца дороге не просматривалось, бензин заканчивался и инстинктивно я начал торопиться. Все внимание концентрировалось на дороге и поездка грозила превратиться в банальный кросс по пересеченной местности. Но вмешался случай. Я ехал по самой бровке колеи, как вдруг заднее колесо мопеда занесло и, не успев опомниться, мы уже лежали на боку, а сквозь недовольное ворчание работающего мотора доносилось подозрительное шипение, которое, как оказалось, издавала моя нога, слившаяся в тесном контакте с выхлопной трубой. Выругавшись я разорвал эту связь, заглушил двигатель, поднялся на ноги и только тут оглянулся вокруг. Это конечно игра воображения, но мне вдруг показалось, что этим выдрыком мопед хотел сказать: "Хозяин, посмотри вокруг. Ты же целый год хотел увидеть эту красоту, а теперь куда-то торопишься!".

И действительно, замшелые каменные валуны на фоне буйства и пьянящего аромата степи, журчание быстрого потока, тропа, вьющаяся в зеленом коридоре... Все это создавало такой колорит и такое настроение, которое можно встретить наверное только здесь.

Дальше я уже ехал не спеша и наслаждаясь видами и впечатлениями, которые как в картотеке откладывались на полочках памяти. Так, Кальмиус добавил в общую копилку самое настоящее горное ущелье с отвесными стенами многометровой высоты и бурлящими перекатами. Степь показала парочку куропаток, выбежавших на дорогу метрах в пяти перед мопедом. К сожалению, пока я доставал фотоаппарат, птички успели убежать.

На какой-то из развилок тропа увела меня от реки в сторону холмов, но это ничуть не огорчило, поскольку в копилку впечатлений добавились снятые с высоченных обрывов пейзажи степной реки, обрамленной зеленым бордюром деревьев и золотистым покрывалом полей.

К этому моменту на горизонте уже появились какие-то строения, да и мужик, у которого я спрашивал дорогу незадолго до того, обещал, что Васильевка, а с ней и заправка где-то рядом.

Еще пара километров по щебенке и я очутился около довольно заброшенного на вид комплекса сооружений колхозной МТС. Потом еще немножко поплутал в лабиринте стен, ям и шлагбаумов. И вот, под колеса "Карпат" уже снова ложится асфальт.

Спрашиваю у всезнающих бабушек, как проехать к ближайшей заправке. Оказывается, это совсем рядом, хотя в хитросплетении местных дорог и развилок можно запутаться. Залив на червонец почти три литра бензина, которых мне на трассе должно хватить почти на 150 км, я наконец избавился от волнений по поводу топливной проблемы. На часах всего 15-00 и у меня все шансы попасть домой засветло.

 

ноябрь 2007 - август 2008

 

Оглавление Предыдущая страница Читать дальше

 

 

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть