Часть 1.
Мы едем, едем, едем...

....То-ли в 2005, то ли в 2006 году, собирая информацию об интересных природных местах Донецкой области, я наткнулся на один любопытный отчет о поездке велосипедистов вдоль реки Кальмиус, по маршруту Раздольное - Старая Ласпа - Гранитное. Впечатлило описание этих мест с остатками скальных массивов давно разрушившихся гор, ибо как и многих других людей меня влекут противоположности. Поэтому живя в городе, расположенном в приморских степях, я всегда неравнодушно относился к гористым пейзажам.

В общем, мне очень захотелось съездить туда же. Первая попытка была сделана в октябре 2006 года. Но тогда по ряду причин мы сильно задержались на маршруте и сумели доехать только до небольшого, но живописного ставка, километров за 20 до Старой Ласпы.

Потом Олег остался безлошадным и на следующий 2007 год оставался только один вариант совместного путешествия - на великах. Не сказать, что это было нам в диковинку - поездки 2005 и 2006 годов это подтверждают, но теперь получилось так, что совершенно отсутствовала ездовая практика, а крутить педали 50 километров по холмам с непривычки как-то совсем не хотелось. Но, тем не менее, предварительно договорились ехать.

Распланировали маршрут и время, с тем, чтобы выехать в пятницу вечером и максимально близко подъехать на электричке. Последнюю неделю я использовал для тренировок, ежедневно накатывая на колеса велика по 10-15 км. Однако за пару дней до назначенного срока, Олег ехать отказался, сославшись на то, что совсем нет времени подготовиться. Передо мной встал вопрос, что делать - совсем отказаться от поездки, поехать самому на велике, или ехать на мопеде. Поскольку прокатиться все-таки очень уж хотелось, первый вариант отпадал. Поездка на велосипеде подразумевала минимум одну ночевку, что влекло необходимость тащить с собой палатку, одеяло и большее количество еды. На двоих этот багаж распределялся еще нормально, а вот в одиночку тащить его не хотелось. Оставался мопед. Двигатель недавно перебран и еще на обкатке. Ходовая в норме, хотя заднее колесо было снято и разобрано для покраски, и пришлось заменять его колесом от другого мопеда - купленной осенью 2006 убитой Верховины. И все-таки я выбрал этот вариант.

Весь день перед отъездом провозился с мопедом, пытаясь избавиться от неприятного рычащего звука, возникающего при скорости более 35 км/ч. Сначала убрал нагар. Не помогло. Потом, предполагая вину циллиндра, попробовал заменить его на Верховиновский. Движок вообще не завелся. Уже по темноте перекинул цилиндр обратно, но когда завинчивал свечу, повредил резьбу в головке. Нашел свечу с более свежей резьбой, поставил под нее кольцо потоньше, собрал. Вроде заработало. Однако на всякий случай кинул в рюкзак древнюю, видимо еще с мопеда 60-х годов головку с декомпрессором, стоявшую на двигателе Верховины.

Спать лег поздно, но будильник поставил на 4 часа утра. Ведь ехать далеко, а в дороге может случиться всякое...

Пиип-пиип-пиип... Время подъема. Впрочем, я к этому моменту уже не сплю. Внутренний будильник в голове успел сработать за пару минут до электронного. Быстро выключаю назойливую гуделку, стараясь не разбудить жену, и иду завтракать.

Закидываю в фотоаппарат свежезаряженные аккумуляторы. На этот раз на смену старому и верному, но тяжелому и совершенно устаревшему Кодаку DC120, которому в этом году исполнилось 10 лет, пришел на смену более молодой собрат. Не смотря на то что Кодак 7530 - один из самых дешевых аппаратов, по весу и большинству возможностей он сильно опережает своего пращура. Кроме цифровика, в рюкзаке лежит и пленочник - неизменная Смена 8М. Гениальный аппарат по сочетанию простоты и возможностей.

Первым кадром фоткаю часы, показывающие все еще рань несусветную. Второй кадр трачу на кошку, которая хоть и едва успела продрать глаза, но уже вертится вокруг рюкзака, в котором помимо прочего пристроились несколько охотничьих колбасок.

За всеми предвыездными заботами незаметно проходит время и выезжаю я уже в шестом часу. Заведя мопед, фотографирую спидометр. На счетчике 1006 километров с мелочью. Это значит, что после капремонта пройдено 606 километров и позволяет надеяться на более-менее нормальное поведение мотора, без постоянных перегревов и вынужденных остановок.

Выруливаю на дорогу. Живу я теперь на окраине и сегодняшний маршрут требует пересечь весь город. Однако прежде всего нужно заправиться. До заправки всего два километра, но едва проехав половину этой дистанции со звонким 'чпок' вылетает свеча и мопед останавливается. Веселое начало.

Останавливаюсь в небольшой зеленой зоне. Заниматься заменой головки сразу не хочется, поэтому решаю проверить работоспособность вычитанного в "Мотто" способа экспресс-ремонта, при помощи деревянной распорки между рамой и свечой. Нож есть, веток вокруг тоже валяется достаточно, поэтому минут через пять-десять все уже готово и я дергаю кик. Против ожиданий, мопед завелся и даже поехал. Поехал правда как-то невнятно, но пока это спишем на субъективные ощущения после езды на Вятке.

Доковыляв потихоньку до заправки и залив пять литров бензина, еду дальше. Мопед тянет все хуже и хуже. В конце концов, еще километра через четыре, когда при подъеме на едва заметную горочку пришлось переходить на первую передачу, я не выдерживаю, останавливаюсь, и приступаю к смене головки цилиндра.

Операция это в общем простая и не требующая особой сноровки, однако занимающая время. Кроме того, поставить на место маленькие гайки, затерянные где-то между ребрами цилиндров стандартными ключами совсем непросто. Правда, на этот случай у меня припасено небольшое приспособление - трубочка, на одном конце которой внутренний шестигранник.

Потратив минут 20, ставлю головку на место, завожу двигатель и тут же глушу его из-за громкого стука. Новая головка оказывается чуть ниже старой и поршень бьет по металлу. Приходится делать то, что не рекомендуется никакими инструкциями, но наиболее быстро осуществляется в условиях дорожного ремонта, а именно ставить под головку цилиндра вторую прокладку. Собранный после этого двигатель работает нормально и я наконец могу отправляться в путь. Но сначала достаю блокнот и делаю в нем первую запись.

Между тем часы показывают уже без четверти семь утра, а на спидометр намоталось всего шесть километров. Однако в отремонтированном движке наконец появилась тяга, легкие подъемы перестали замечаться вообще. В общем, живи да радуйся, но буквально через 5 километров явные признаки перегрева заставляют выключить зажигание и минут десять простоять на обочине. Видать во время вчерашних или сегодняшних операций нарушилась только оформившаяся приработка частей двигателя. Пробую поиграться с моментом зажигания, но видимых положительных результатов это не дает.

Подобные рецидивы обкатки останавливали меня в этот день еще несколько раз, как в городе, так и на выезде из него. Впрочем, особых неудобств это не доставляло, поскольку утро было довольно прохладное и такие остановки были только на руку. Да и общую скорость передвижения удавалось держать практически в норме, так как спустя всего час после ремонта, то есть в 7-45 я уже проезжал место прошлогодней поломки Олега, где мне пришлось его буксировать. На спидометре к этому времени было уже 1040 км, то есть несмотря на задержки, за этот час я проехал 28 км. Последняя из вынужденных остановок случилась на полюбившейся мне еще с прошлого раза дороге между Тельманово и Коминтерново

Чтобы не заниматься повторением описания предыдущей поездки, сразу скажу, что до поры до времени описываемый маршрут в точности накладывался на пройденный осенью 2006 года. Однако сейчас в моем распоряжении был длинный световой день, ранний выезд и обкатанный мопед, так что я надеялся продвинуться дальше.

Кое что на трассе конечно изменилось. Природа сверкала все еще свежей зеленью, холод не пробирал до костей да и мопед после первоначальных капризов ехал все лучше и лучше. Правда тяга на подъемах все-таки оставляла желать лучшего, но правильная регулировка зажигания на участке дороги где-то между Коминтерново и поворотом на Красноармейское, устранила и этот недостаток. С самим же эти поворотом у меня оказались связаны довольно неприятные воспоминания. Только я его проехал, как двигатель вдруг замолчал. Никакие пинки кика, пробежки с мопедом, дерганья проводков не помогли. До дому 60 км. Приехали.

Впрочем, несмотря на такие невеселые мысли, я продолжал искать причину неисправности. И нашел. Нашел маленький участок оголившегося провода, который замыкал сигнал с датчика зажигания на массу. Кусочек изоленты позволил завестись и поехать дальше.

Глядя вокруг и восстанавливая по памяти детали предыдущей поездки, отмечаю произошедшие с дорогой изменения.

Щебенчатый подъем от Красноармейского закатали асфальтом, а на Т-образном перекрестке с поворотом на Гранитное поставили наконец светоотражающий указатель, что явно повысило безопасность движения, поскольку черных следов от автомобильной резины, ведущих в овраг, на этот раз не было.

Грузовик ЗИС-5, времен Великой Отечественной все так же высится на постаменте на фоне голубого неба, а вот в одном из близлежащих деревенских дворов обнаруживается новинка - бодро вращающий лопастями ветрячок. Видать, кто-то из смекалистых селян придумал как своими силами решить проблему перебоев с электропитанием. И вообще, как я узнал чуть позже, в Гранитном жило и живет много интересных людей. Живет, например, здесь девушку-художница, которая оставшись в детстве инвалидом с парализованными руками, тем не менее настолько развила пальцы ног, что не только выполняет ими многие домашние дела, но и рисует замечательные картины. Да и у ЗИС-5 история интересная. Его собрал после войны практически из металлолома бывший фронтовой шофер. Никто тогда не верил, что машина даже заведется. А он не только завел грузовик, но и проработал на нем шофером в сельпо аж до 1984 года. Когда уходил на пенсию, райадминистрация отдала ему этот ЗИС. Ведь все равно другой вряд-ли смог бы работать на этой машине. А в 1995 году к полувековому юбилею Победы старику предложили сделать из его машины памятник. Тот конечно согласился. И еще лет пять, до самой смерти его частенько видели возле постамента, на котором стоял верный четырехколесный друг.

Правда молодое поколение вандалов не страдает особым почтением к памяти. С машины поснимали все сколь-нибудь значительные металлические части. Даже цифры 1941-1945, сделанные из нержавеющей стали, отломали и сдали в лом. Теперь там надпись серебрянкой. Но памятник все равно стоит, блестя свежей краской и работая ориентиром и местом встречи для сотен современных шоферов.

Однако все это я узнал гораздо позднее, а тогда пофотографировав грузовик и ветряк и даже отсняв фотоаппаратом небольшой видеоролик, я направился дальше, через Гранитное.

На этот раз я почти не блукал по улицам этого горно-степного городка и всего лишь пару раз свернув не в ту степь, вскоре уже катил в ту.

Приближалось место нашей прошлогодней обеденной остановки и желание проехаться по местам боевой славы удивительным образом наложилось на желание перекусить. Поэтому в нужном месте я не задумываясь свернул в сторону Кальмиуса.

Все было так же, как и год назад. Те же тропинки, паутинкой вьющиеся по желтому каменистому грунту между невысокой растительностью, привыкшей выживать под палящим солнцем почти без воды. Как-то раз, уже после этой поездки, я попробовал выкопать крохотный, не более пяти сантиметров диаметром, кустик чабреца. Тогда, прокопав в щебенке яму в штык лопаты глубиной, я так и не увидел даже намеков на окончание толстого, в мизинец, корня.

Берег Кальмиуса тоже не сильно изменился по сравнению с прошлым годом. Разве что пейзаж был позеленее, да возле поворота отдыхало несколько человек. Тоненькая велосипедная тропка позволяла спуститься ближе к воде и проехав по ней метров двести я наконец остановился для привала.

Булочки, охотничьи колбаски, плавленые сырки, огурчики. Нехитрая туристская снедь уплетается с таким аппетитом, который не за каждым праздничным столом приходит. С фотоаппаратом наперевес, исследую ближайшие окрестности, немного отдыхаю под уже теплыми лучами летнего солнышка и вскоре, собрав поклажу, уже двигаюсь дальше.

Под колеса снова ложится длинная, но скучноватая дорога до Белой Каменки. Сам поселок с последнего посещения практически не изменился и я выезжаю из него с облегчением.

Повернув на Т-образном перекрестке направо, приступаю к отсчету последних знакомых километров дороги. Спуск в балку, взгляд в сторону мега-литопсов, дамба, полный газ, подъем наверх. Все. Дальше в прошлом году мы не забирались. По этому поводу снимаю с головы кепку и водружаю туда свою испытанную, выгоревшую бандану, которую когда-то, лет 10 назад, мне подарили на день рожденья сокурсники.

Ну а теперь вперед. Как говорил Остап Бендер, "Шельф кончился. Впереди открытое море".

Дорога вьется между оврагами, обрывами, огромными валунами. Желтая почва, жаркое солнце. Проезжая НовоИгнатовку, ошибаюсь с поворотом, но быстро осознаю свою ошибку и разворачиваюсь в правильном направлении. Сам поселок, кстати, гораздо симпатичнее своей "старшей" тезки.

После НовоИгнатовки следующий пункт на карте - СтароЛаспа. Судя по отчету донецких велотуристов, интереснее участок дороги от Староласпы до Гранитного. Вдобавок в этом случае можно возвращаться от Гранитного в Мариуполь новой дорогой, что интереснее. Поэтому предварительно решаю в СтароЛаспе отправиться вниз по течению Кальмиуса.

Однако все оказалось не так просто. Широкий и просторный центр поселка к окраине превратился в паутину дорог, петляющих по весьма пересеченной местности. Как назло, вокруг не оказалось ни одного местного жителя, который бы подсказал правильный выход из этого лабиринта.

В общем, поплутав десяток минут и оказавшись практически в исходной точке, я решил не состязаться с Тесеем, а поискать обходный путь - какую-нибудь тропинку перед въездом в СтароЛаспу. Однако таковой тоже не нашлось и плюнув на все, я решаю сегодня ограничиться обследованием верхней части Кальмиуса - от СтароЛаспы до Васильевки.

Снова пара километров по поселку, мостик через узкий, не более нескольких метров шириной в этом месте Кальмиус, и вот я уже на другом берегу. Сразу за мостом налево уходит тропинка и я сворачиваю на неё, навстречу долгожданным приключениям.

 

ноябрь 2007 - август 2008

 

Оглавление Читать дальше

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть