Тест-драйв 2009.

Так получилось, что в 2009 году мне довелось поездить на довольно большом количестве единиц различной мототехники. В конце года захотелось сделать что-то вроде сводного отчета. Мнение сугубо субъективное и отражает мои ощущения от того экземпляра, которым я управлял. Для того, чтобы была хоть какая-то систематизация, пойдем в порядке возрастания кубатуры.



1. Рига-13/5. 45 куб см. Пробег около 200 км.

Мопед был собран из ничего в прошлом, 2008 году. Ностальгия замучила. Отдельно была приобретена рама, отдельно двигатель, отдельно глушитель, отдельно колеса и т.п. Двигатель не родной - Д5м (в оригинале Д-6 или Д-8).

Раз пять ездил на нем на дачу и на море. Один раз смотался на Белосарайскую косу (40 км в одну сторону). Данный аппарат подкупает мизерным (менее 2 литров на сотню) расходом топлива, но далеко ездить на нем неудобно - устает пятая точка. Максималка невелика - около 40 км/ч, да и динамики разгона в современном городе явно не хватает. Задней подвески нет, поэтому все кочки воспринимает собственная задница. Несмотря на всё это, ездить прикольно, особенно если не соваться в слишком насыщенные автомобилями зоны. Впрочем, на предшественнике этого мопеда в 2001-2002 годах, когда гараж был под боком, я ездил по городу и за ним совершенно спокойно и намотал менее чем за один полноценный сезон где то с тысячу км.. Есть у этого мопеда какая-то харизма. Нравится он мне.

Резюме: Съездить на дачу - самое то.



2. Карпаты. 49 куб см. Пробег около 250 км.

Мопед был куплен в 2002 году в состоянии металлолома. Долго восстанавливался почти с полной заменой деталей двигателя. Потом несколько лет эксплуатировался почти исключительно для туризма, поскольку хранился в гараже рядом с машиной, а это было в 8 км от дома. Наездил до 2004 года чуть больше тысячи. Потом движок снова был располовинен и собран лишь через два года - в 2006-м, когда появился свой дом с гаражом. После капиталки пробежали 1200 км, в том числе два путешествия на 200 и 270 км.

В этом году Карпаты седлались тогда, когда использовать основной городской транспорт, Вятку, было невозможно. То мелкие неисправности, то переоформление прав. А ездить-то надо. Вот и приходилось выгонять мопед из гаража. На ходу Карпаты повеселее Риги. Две передачи позволяют лучше разгоняться и быстрее ехать, а подвеска на удивление хорошо для такой простой конструкции справляется с довольно серьезными ямами. Максималка у немного доведенного двигателя около 55 км/ч, однако при скорости более 40 появляется звонкий треск, который не сказывается на работе мотора, но достаёт седока. Тормоза получше чем у Риги, но жесткость ходовой части не выдерживает никакой критики. Расход бензина по городу больше 3-х литров на 100 км, что намного выше чем у Риги и почти столько же, сколько у Вятки, которая по всем характеристикам лучше и удобнее Карпат.

Резюме: Подходит как резервный транспорт и средство для небольших загородных поездок, когда мототоксикоз совсем замучил.



3. Вятка ВП-150. 1965 г.в. 150 куб см. Пробег 3600 км.

Мотороллер был куплен в 2003 году в довольно неплохом состоянии. До 2006 года ежегодные пробеги были сравнительно небольшими, но с 2007-го используется как основной транспорт для городской езды. За год набегает 3-4 тысячи км. Общий пробег с момента покупки уже превысил 15 тысяч и за всё это время в двигатель не пришлось залезать ни разу. Да и в остальном мотороллер довольно надежен. Будучи правильно отремонтированными, его узлы работают долго и беспроблемно.

Сезон 2009 года начался очень рано - в феврале, когда понадобилось привезти тяжелый мотор от ЧЗ. Весной приключилось несколько мелких неисправностей, потом в начале лета я открывал категорию "А" и из-за нехватки бланков 2 недели был без прав, в общем ездил на Вятке не очень много. Зато в августе предпринял большое путешествие вокруг Азовского моря. За неделю полностью перебрал мотороллер, за исключением механической части двигателя, но потом практически без проблем проехал маршрут в 1600 км и езжу до сих пор.

Вятка - это на мой взгляд самый удобный мототранспорт для повседневной городской эксплуатации из всего, что производилось в СССР. Большой закрывающийся багажный отсек, свободный проем, куда удобно подвешивать сумки и плюс традиционный задний багажник. Чего только я не возил на Вятке. От ящиков с урожаем до чугунных радиаторов отопления и мешков с цементом. Расход топлива изначально был довольно большим, но после замены карбюратора и правильной настройки мотора, в городе мы расходуем 3.4 литра на сотню, а по шоссе менее трех. Главный недостаток - любовь к хорошим дорогам. На гребенке тряска превосходит всякие пределы, по булыжнику ехать тоже не очень комфортно. Максималка у Вятки 70 км/ч, однако при этом сильно растет расход бензина, а крейсерских 50 км/ч достаточно для города, но маловато для трассы.

Резюме: Лучшее средство для езды по городу и немного за. Однако, если очень хочется, то можно отправиться и в полноценный дальнобой.



4. Вятка-Электрон. 1974 г.в. 150 куб см. Пробег 20 км.

Искал я Электрончик около года. Нашел и купил в апреле 2008-го, однако первым делом взялся за сборку Риги. Электрону же в том году успел перебрать двигатель, заднюю подвеску и закрасить ржавчину на кузове. Так он и ушел в зиму. Вторично я занялся Электроном уже после путешествия. До ходового состояния довел дня за три. Чуть потестировал и отогнал в новый, купленный в июне специально под мототехнику гараж.

По сравнению с ВП-150 в Электроне мне очень понравились более цепкие тормоза и несколько более мощный двигатель. Теоретически подвеска тоже должна работать лучше, но на практике не понравилась категорически. Однако при переборке амортизаторы я не трогал, так что возможно это - моя вина. Мест для багажа на Электроне меньше, чем на ВП-150, а сам мотороллер более узкий. Но в общем, интересный аппарат. Надеюсь в дальнейшем раскусить его получше.

Резюме: С ним я пока еще не определилось.



5. ЧЗ-175 1961 г.в. 175 куб см. Пробег 1000 км.

Куплен в мае 2008 года. Регистрировался долго и тяжело. Техпаспорт я получил лишь в начале декабря 2008. Мотоцикл был в отличном состоянии, только после капремонта. Всё новое, на спидометре 310 км. пробега. Единственный недостаток - переднее колесо на 18 дюймов, вместо родных 16-ти. Еще были проблемы с заводкой. За 2008 год по МРЭО наездил километров 200 и поставил в сухой гараж, предварительно законсервировав силиконом.

В гараже мотоцикл простоял большую часть 2009 года. Аж до сентября. Было немножко не до него. Зато потом за месяц наездил почти 1000 км. С плохой заводкой справился заменив катушку зажигания на отечественную. Теперь заводимся с одного кика. Поменял дубовую восходовскую заднюю резину на более мягкую китайскую. Съездил "на дальняк" - в Горловку (200 км в один конец). Довольно много ездил по городу.

Мотоцикл легкий (всего 115 кг),красивый и очень приятный в езде. Двигатель мощный и довольно тяговитый. На трассе я разгонялся до 90 км/ч, но долго так не ехал - некомфортно, большой расход и мотор жалко. Самая удобная скорость - 70. Работает тихо, передачи щелкаются четко, подвески ёмкие - ни разу пробить не удалось. Единственный недостаток - слабоватые тормоза. Свет тоже не очень яркий, но это касается всех рассматриваемых выше аппаратов, однако у ЧЗ заменить генератор проще всего. Ну и багаж положить некуда совершенно, а с рюкзачком ездить на работу не совсем солидно. Однозначно нужно возвращать переднее колесо родного размера. С нынешним передок настолько задран, что и одному сидеть неудобно, а с пассажиркой - и подавно. Еще очень радует расход бензина. При скорости 60-70 км/ч, по трассе ест меньше 3-х литров. Короче, я в восторге от этого мотоцикла.

Резюме: Когда из багажа одни документы, ЧЗ - лучшее средство доехать из пункта А в пункт Б, при любом разумном расстоянии между ними. Ещё добавим дуги, задний багажник и посмотрим, что получится.



6. Восход-2 1975 г.в. 175 куб см. Пробег 25 км.

Восход был куплен в конце 2007 года. Изначально покупался не для езды, а для переделки в электроцикл, либо в реплику мотороллера М-175. Однако ни до того, ни до другого руки не дошли и дойдут не скоро, а место в основном гараже мот занимает. Пришлось ставить его на ход и перегонять в другой гараж. Долго искал родную "круглую" головку цилиндра. Нашел, собрал, начал заводить - заводится, но не тянет и глохнет. Бился с ним довольно долго. Сначала вышел на зажигание. Оно контактное, а левая цапфа сильно люфтила. Поменял генератор на бесконтактный, посадил подшипник на "портянку", но сильно лучше не стало. Потом догадался снять цилиндр. Оказалось, что сильно сносились кольца. Как только поменял на Юпитеровские, всё заработало.

На ходу Восход сильно напоминает мопед. Та же низкая посадка, тот же вяловатый разгон. Тем не менее максималка довольно неплоха. Я разогнался до 70 и был еще приличный запас. Больше гнать не стал по причине холодной погоды и отвратительных тормозов. Ширина и диаметр барабанов почти как у тех же Карпат, а вес в три раза больше. Еще не понравилось переключение передач. Пока на светофоре найдешь нейтраль уже пора снова трогаться. Тем не менее, мот достался почти полностью комплектный, так что разбирать его пока что жалко.

Резюме: Документов всё равно нет и не предвидится, посему - в гараж, на хранение. Но даже если бы они были, всё равно Восход по всем параметрам проигрывает Чезету.



7. ИЖ-Планета 2. 1971 г.в. 350 куб см. Пробег 150 км.

Иж подвернулся в этом году и почти случайно. Я искал ИЖ-56, а тут предложили вторую Планету. Поехал - посмотрел. Вместе с имевшимися в моем гараже запасами запчастей получался полностью комплектный мотоцикл, причем с нормальными документами. Внешний вид не сильно отличался от 56-го, двигатель был недавно перебран с использованием новых, советского выпуска, запчастей, а просили не шибко дорого. В общем, я его купил.

Перегонял к себе домой с большими приключениями. Бак был полон грязи, которая постоянно забивала топливный кран и (что было менее заметно), игольчатый клапан карбюратора. В результате залитые полтора литра бензина были израсходованы километров за 10 и Иж встал. Пришлось по жаре с баком под мышкой идти на заправку (сначала пробовал катить мот, но в гору это было слишком тяжело). Всё-таки кое как доехал. Дома поставил недостающие детали (переднее крыло, передние тормоза, рычаги декомпрессора и обогатителя, фару со спидометром) и какое-то время ездил по окраине города. Проблему с мусором в баке пока решил установкой родного фильтра на краник (Явского образца) и дополнительного фильтра в бензошланг. Отрегулировал богатящий карбюратор.

На месте мотоцикл тяжеловат (170 кг) и на центральную подножку я его ставлю с трудом, в отличие от ЧЗ. Однако, на ходу Иж после некоторого привыкания оказался довольно покладист. По разгону и максималке он на уровне вышеупомянутого ЧЗ, но тянет гораздо лучше (еще бы - с таким рабочим объемом движка). Коробка передач работает лучше, чем на Восходе, но хуже, чем на ЧЗ, тормоза довольно хороши, а вот подвеска пожалуй мягковата. Это хоть и комфортней, но на сильных выбоинах опасно. Двигатель заводится хуже, чем на ЧЗ, причем при одном и том же алгоритме запуска можно получить и заводку с первого кика и пару минут упражнений для икроножных мышц. Расход топлива даже по паспорту 4.5 литра на сотню. Вот что очень понравилось, так это отличный свет, благодаря Минскому 12V 65W генератору, установленному вместо штатного. Заодно и аккумулятор стал не нужен.

Резюме: Мот хорош для дальнобоя. Седло широкое и удобное, крейсерская скорость 80-90 км/ч, пассажира и багаж потянет легко и непринужденно.


Итого, семь транспортных средств, более 5000 км пробега, путешествие, о котором не стыдно рассказывать. Кажется, сезон удался.


P.S. Еще довелось поездить пассажиром на мотороллере Чезета и на Муравье. Но это - немножко другая история.

 

Октябрь 2009.

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть