Азовское кольцо. Не поеду я на Арабатку!!!

13 августа

Пи-ип пи-ип пи-ип. Какого чёрта, рань ведь несусветная. Еще даже солнце не встало. И какой козёл поставил будильник на десять минут шестого? Я!? Да я ж дома раньше восьми не встаю! Кстати, о доме, а где это я, собственно? А-а-а-а, кажется припоминаю...

Примерно с такими мыслями я встал утром в 5.10 по киевскому времени. Первым, что мне довелось увидеть, высунув нос из палатки, был баклан, вышагивающий по песку примерно в метре от входа. Причем птиц явно не торопился улетать и даже дождался вялой попытки его сфотографировать.

Вообще-то по плану столь ранний подъем был обусловлен желанием побыстрее сложить манатки и двинуть дальше, но теперь мне подумалось, что не стоило забираться в такую даль только ради ночевки, и раз уж заехал на Должанскую косу (а попаду ли я на неё еще раз?), то нужно хотя бы дойти до её края, тем более, что он казался не таким уж и далеким. В общем, схватив на дорожку горсть изюма с арахисом, я оделся (было еще прохладно), взял фотик и потопал на север.

Основная масса палаток закончилась довольно быстро. Дальше встретился еще один предупреждающий знак:

Внимание, особо опасная зона! Купаться СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО! Сильные течения и водовороты.

Чуть ниже, подтверждая разумность и сознательность наших граждан, красовалась статистика:

Утонули 2008 г. - 2 чел. 2009 г. - 2 чел.

А еще метров через что расположился одинокий серый УАЗ-ик с зашторенными окнами. Он бы, наверное, хотел заехать и дальше, но дальше коса на некотором участке вырождалась в лишь слегка возвышающуюся над морской поверхностью полосу песка шириной пару метров, которую наверняка перехлестывало волнами даже в небольшой шторм. Кстати, эта полоска фактически отделяет Азовское море от Таганрогского залива, за счет чего создается интересный эффект, когда волны накатывают на неё с двух сторон навстречу друг другу.

С точки, на которой я стою, коса похожа на стилизованную молнию, какой её изображают на электроприборах. Прикидывая, что смогу смотаться туда и обратно менее чем за час, шлепаю по крупному ракушняку, который явно отличается большей рыхлостью от того, на котором стоит Вятка и палатка.

Морские течения и ветры, обрабатывающие песчаные азовские косы, создают неповторимые пейзажи, причем процесс этот никогда не прекращается и приехав через год вы застанете совсем иную береговую линию. На Должанке лунный характер местности подчеркивается большим количеством внутренних водоемчиков, размером от ванны до приличного бассейна. Причем берегом такого водоема может быть самый настоящий бархан, несколько метров высотой. Правда, особого желания купаться эти бассейны и ванны не вызывают из-за характерного запаха.

Пока иду, из-за горизонта постепенно начинает выкатываться солнце и фотографии восхода добавляются к вчерашнему закату. Восходит солнце, кстати, тоже из моря.

Сегодня я явно первый человек в этих местах, но всегда безлюдными их не назовешь. Попадаются то следы квадроциклов, то рыбачьи насесты, а в одном месте моё внимание привлек валяющийся на песке диск от болгарки. К этому моменту я шагал уже с полчаса и конца косы всё еще не было видно. Подумывалось о возвращении, ведь проехать сегодня предстояло еще немало, но природное упрямство и пофигизм оказались сильнее.

На косе нашли пристанище сотни (если не тысячи) морских птиц. Они черной тучей поднимаются в воздух при моем приближении. Правда есть среди них и доверчивые лентяи, подпускающие на расстояние дюжины шагов, однако попытка сделать приличный снимок успехом не увенчалась.

В конце концов, впереди показывается нечто, похожее на цель моего путешествия. Еще пару сотен метров и я выхожу на конец Должанской косы, самую близкую к Украине точку этого побережья. Отсюда до конца другой косы - Белосарайской - всего каких-то 60 километров. Достаю телефон и пытаюсь поймать какого-нибудь украинского оператора, однако даже в прыжке и с максимально поднятой рукой в списке сетей родных названий не появляется.

Какое-то время просто сижу на песке и отдыхаю, затем достаю фотоаппарат и делаю снимки на память. Даже если я и выберусь сюда ещё, Должанка к этому моменту изменится. Возможно, море намоет перешеек к одному из островков, виднеющихся совсем рядом, ну а может наоборот, превратит в остров то место, на котором я стою сейчас. Для Азовского моря это совсем не фантазии. Позже я нашел в Интернете снимок, на котором конец Должанской косы выглядит совсем по другому.

Пока я перемешиваю песок на краю Должанки, вдали раздается жужжание мотора и вскоре между косой и островом проходит моторка с двумя пассажирами. За сегодняшний день это первые увиденные мной люди. Моторка исчезает, как и появилась, постепенно затихнув вдалеке.

Поход в одну сторону занял целый час, поэтому обратно я иду быстро, стараясь не отвлекаться на фотографирование. Правда, какая-то крохотная пичужка, деловито сновавшая возле одного из внутренних бассейнов, подпустила меня настолько близко, что не сфоткать было нельзя, но это так - в виде исключения.

По пути, уже довольно близко к палаточному городку встретил парня с девушкой. Ша, ребята, сегодня я был на краю косы первым. Последний рывок, и вот я уже возле палатки. На часах семь утра по Киеву.

Вокруг уже зашевелились. Готовят, купаются, обсуждают ночной звездопад, который я проспал. Я за время похода тоже успел нагулять аппетит и приступаю к приготовлению завтрака. По сравнению со вчерашним вечером поднялся ветер, и на то чтоб вскипятит кружку воды уходит почти весь запас дров и масса времени. Весь кипяток пускаю на мивину, ну а вместо чая поедаю половину купленной вчера дыни. Пока занимаюсь завтраком, мимо проходят вчерашние знакомые велосипедисты, встреченные под Ейском. Получается, что я угадал, и они действительно тоже ехали на Должанку.

После завтрака позволяю себе ещё полчаса отдыха, которые уходят на утреннее купание, еще одну небольшую прогулку по окрестностям, фотоохоту за белой цаплей и попытку позагорать, после чего начинаю упаковку лагеря. Поначалу кажется непонятным, как та груда шмоток, загромождающая палатку сможет поместиться на один ма-а-аленький мотороллер, но очень быстро всё коллапсирует во те же тюки, что и вчера. Загружая их на мотороллер, к своему сожалению, обнаруживаю вчерашнего попутчика - кузнечика - в раздавленном состоянии недалеко от заднего колеса Вятки. Жалко его, но зато можно извлечь мораль - как бы ты не устал, сначала обустрой ночлег, а потом отдыхай.

В 9-35 Вятка уже навьючена и готова к дальнейшему пути. Легко завожу мотороллер, но уже через полкилометра останавливаюсь, чтобы сфотографировать одометр, показывавший на тот момент пробег 69696.9 км. Обратно ехал уже более правильной дорогой, так что обошлось без пролезания через дырки в заборах и тому подобного экстрима.

Намеченный мной маршрут пролегал по возможности близко к берегу моря. Карта, купленная в Азове касалась только Ростовской области и здесь мне не помогала, поэтому снова пришлось <лететь по пачке Беломора>. А <пачка> эта показывала, что мне нужно попасть в станицу Ясенскую (ударение на втором слоге), а оттуда - по обстоятельствам, в зависимости от возможности переправиться через узкую протоку между морем и Бейсугским лиманом, возле которой на карте можно было увидеть населенный пункт с многообещающим названием Ясенская переправа.

Имеющаяся карта показывала наличие грунтовки от Ясенской до Камышеватской, что находилась на полпути к Должанке. Но от Должанки до Камышеватской дороги вроде как не было. Местный абориген на вопрос, можно ли как-то напрямую доехать до Ясенской, лишь энергично замотал головой, так что мне ничего не оставалось, кроме как делать крюк через Ейск. Купленная впоследствии карта показала, что абориген несколько заблуждался и проехать было можно, но проведенный уже дома разбор местности с помощью спутниковых фотографий с Гугля, показал, что времени многочисленные запутанные грунтовки отняли бы гораздо больше, чем трасса.

Проехав километров 15, понимаю, что движок снова сбоит и на высоких оборотах пропускает такты. Паркуюсь возле навеса автобусной остановки, поскольку солнышко уже начинает припекать и стоять в чистом поле совсем не улыбается. Запланированная часть ремонта много времени не отняла, т.к. было понятно, что где и как регулировать. Однако при сборке случилось непредвиденное - потерялась фиксирующая пружинка из колпачка свечи. Самое обидное, что я сам смахнул её куда-то в глубь кожухов при разборке, не сообразив сразу, что это за согнутый кусочек проволоки вдруг оказался на движке. Пока заводил двигатель, да пытался понять, откуда такие жуткие перебои в работе, мелкая деталька куда-то улетела, не оставив шансов на обнаружение. Найти пружинку или замену ей не удалось и в итоге пришлось откусить проволочку с запасного тросика. Впрочем, и эта пружинка продержалась совсем недолго и буквально через несколько километров колпачок слетел. Для следующей пружинки я согнул проволочку вдвое, и в таком варианте она выдержала весь оставшийся маршрут, слетев всего один раз уже в Крыму.

Пока я возился с Вяткой, на остановку подошла пожилая уже женщина, поинтересовалась кто я и откуда. Узнав, что из Мариуполя, рассказала, что раньше часто бывала там, когда из Ейска ходила через море <Ракета>. Так же, как и вчерашний дядька, посетовала на то, что нас разделили, хотя в одной стране жить было гораздо лучше.

Всего на ремонт было потрачено более часа, в результате чего к Ейску я подъехал только в полдень. На заправке кроме бензина купил ещё карту Краснодарского края, бутылку воды и двинул дальше. Миновав станицу Ясенскую, дорога снова вышла к морю. Десятикилометровая асфальтовая лента шла практически вплотную к пляжу, отделенная от него лишь узкой полосой акаций. Акации, пески, безлюдный пляж, жара... Словом, Африка.

Пляж, правда, был не совсем безлюден, но одна стоянка на 200-300 метров - это достаточно просторно. В море не заходил, так что его качество оценить не могу, однако визуально, на косе - лучше.

Вскоре показалась и Ясенская переправа. Количество отдыхающих заметно прибавилось, пляж расширился. На пляже виднелась инфраструктура в виде мусорных баков и местная фауна в виде коров, которые с задумчивым видом эти баки исследовали.

Надежды переправиться на другую сторону, через лиман, потерпели большой облом. Хотя противоположный берег виднелся буквально на расстоянии вытянутой руки (несколько сотен метров), никаких твердых переправ на ту сторону не существовало. Местные наверняка промышляли частным извозом, но проверять это предположение и искать самих извозчиков не хотелось, тем более, что судя по карте, существовала дорога вдоль лимана, причем итоговый километраж оказывался одинаковым, что по ней, что через Приморско-Ахтарск. В общем потратив совсем немного времени на фотографирование и уточнив у местного пацана на велике возможность добраться до Привольной и нужную для этого грунтовку (те, как обычно змеились во всех возможных направлениях), в 13-55 я оставил Ясенскую переправу позади.

Поначалу грунтовка действительно выглядела вполне прилично. Широченная (с асфальтовую двухрядку) дорога, явно совсем недавно выровненная. Потом на ней стали попадаться отдельные <гребешки>. Потом этих гребешков стало больше и пришлось ехать по самому краю дороги, чтобы хоть чуть облегчить работу подвески. Потом дорога стала уже и превратилась в сплошную стиральную доску. Совсем недалеко было море. Люди там отдыхали, загорали, купались, плавали на виндсерфингах, боролись с кайтами. Я же стоял в полукилометре от них посреди прожаренной полуденным солнцем приазовской степи и думал, как быть дальше. Судя по карте, до ближайшего асфальта было 20 км, что в условиях стиральной доски - очень много. Но двинуться назад и объехать всё по асфальту означало крюк километров в 100 и практически ставило крест на том, чтобы подобраться вплотную к Керченскому проливу. К тому же дорога впереди была гораздо интереснее и могла служить отличной проверкой возможности форсирования на Вятке Арабатской стрелки. В общем, я поехал вперед.

Вскоре левее основной дороги обнаружилась другая, которая хотя и была гораздо уже, но казалась более ровной (по крайней мере, менее <стиральной>). Свернув на неё я вскоре обогнал местного мужичка на стареньком велике. Правда, ехал я настолько медленно, что при первой же остановке на фотосессию, он меня снова объехал. Таких итераций выдалось еще несколько, связанных то с фотками, то с поиском лучшей дороги, поскольку тропинка вскоре тоже исчерпала себя. На одном из поворотов чуть в глубине рощицы мумифицированных деревьев, окруженных высохшей травой обнаружилась потрясающая по глубине надпись <Не косить>. Что имел ввиду её безымянный автор, и кому в здравом уме могла прийти в голову мысль что либо здесь <косить> (в любом смысле этого слова), так и осталось загадкой.

Двадцать километров всё никак не заканчивались. Минут через сорок я уже порядком устал от тряски и жары, а главное - от постоянного беспокойства за мотороллер. К таким нагрузкам Вятка явно не приспособлена, а в случае чего ловить помощь пришлось бы долго. Вскоре, однако характер дороги меняется и времени на грустные мысли уже просто не остается. А всё потому, что в одном чудесном месте непоседливое Азовское море слизнуло твердую укатанную грунтовку и вынудило водителей объезжать его по камышам. Поскольку машины тяжелые, а грунт мягкий, то можно представить, по каким ямам и колдобинам пришлось мне сигать. И снова с самой лучшей стороны показал себя новый передний амортизатор - подвеску не пробило ни разу.

Возле границы двух районов укатанная гребенка окончательно исчезла, уступив место менее тряской, но более колдобистой дороге, которую, казалось, каждый прокладывал как хотел. Хорошо еще что погода стояла сухая, дождь бы многократно осложнил езду, превратив просто <русские горки> в <русские горки на льду>. Впрочем, местные эту дорогу наверняка воспринимали как должное. Во всяком случае, встречные двое парней на Урале с коляской весьма лихо летели по всем этим синусоидам. Именно от них я услышал радостную весть о том, что конец этого ада уже совсем близко - всего в полутора километрах. Вскоре мы действительно выехали на асфальт. Синий указатель перед мостиком гласил <р. Челбасское гирло>. Достаю блокнот, отмечаю время: 14-52 по Киеву. Всего протяженность <спецучастка> составила 25 км, на преодоление которых понадобился целый час. Да какой час! Впрочем, по времени это всё равно выгодней, чем ехать вокруг. Что же касается вопроса по Арабатке, то его, пожалуй, можно считать закрытым, т.к. там такой дороги в три-четыре раза больше.

Однако время поджимает - надо ехать дальше. Без приключений проезжаю станицу Привольную, откуда через дамбу, которую почти и не заметил, попадаю в Бриньковскую. Последняя запомнилась разноцветьем клумб, разбитых буквально перед каждым домом на въезде в станицу, а также некоторым блуканием в поисках дороги на Ольгинскую. Выезд там довольно неочевидный, но скооперировавшись с водилой какого-то Камаза, мы его всё-таки нашли.

Судя по карте, дорога Бриньковская - Ольгинская не сулила никаких сюрпризов. На практике же, километров пять из восьми приходились на капитальный ремонт дороги в начальной стадии, то есть грунт после содранного асфальта, да ещё и раскатанный грузовиками. На нормальную дорогу я выехал только в начале пятого. Хотелось есть, поэтому, присмотрев поблизости пустую автобусную остановку, зарулил туда. Встаю с мотороллера, опускаю глаза и вижу растекающуюся под Вяткой лужу. Сопоставив её с расположением бензобак, понимаю - приехали...

Тут же прикидываю остатки бензина в резерве, пытаюсь принять какие-то меры... Помните Никулина в бессмертной <Операции Ы"? Сцену, после дуэли с Шуриком? Вот и я чувствовал себя примерно так же, когда понял, что лужа-то-бензином-совсем-не-пахнет! Оказалось, что протерлась бутылка с купленной в Ейске минералкой. Производитель явно экономил на пластике, поскольку остальные бутылки в дальнейшем с честью выдержали и более серьезные испытания, так нигде и не прохудившись.

Перелив остаток содержимого в почти опустевшую к этому моменту литрушку от Живчика, я наконец приступаю к трапезе. Обед составляли оставшаяся с утра половина дыни и хлеб с майонезом. На закуску - арахис с изюмом, о котором я уже не забывал, как днем раньше. Какой бы скромной не была трапеза, но она тоже заняла время и в Ольгинскую я въехал лишь без четверти пять.

Пытаясь нагнать время, два десятка километров до следующего населенного пункта - станицы Степной - проскочил одним махом, благо асфальт был хоть и старый, но в основном целый и мотороллер бодро бежал вперед, позабыв об утренних сбоях и свободно держа скорость за 60. Сама Степная запомнилась дорожным знаком, явно служившим местным аборигенам в качестве мишени для огнестрельного оружия.

Дорога после Степной внушала изрядные опасения. Во-первых это снова была межрайонная дорога. Во-вторых, на карте она была обозначена самой тоненькой ниточкой. В третьих, посередине эта ниточка пересекалась с другой линией - голубого цвета. И учитывая опыт прошлых дней, еще неясно было, пересекает ли дорога речку, или наоборот. Впрочем, в случае неудачи, мне всего лишь пришлось бы возвращаться обратно в Ольгинскую, а вот при благоприятном развитии событий экономился изрядный кусок дороги, километров 50-60.

До определенного момента мне везло. Дорога оказалась вполне приличным грейдером, позволявшим ехать 40 км/ч. Мост оказался капитальным железобетонным сооружением и был в полном порядке, но вот последние несколько километров перед Могукоровкой смело могу назвать самыми тяжелыми во всём путешествии.

Не знаю, что двигало местными дорожниками, но вместо традиционного щебня дорогу здесь подсыпали мелкой речной галькой. Никогда бы не думал, что это настолько страшная смесь для Вятки и её маленьких колес. На скорости 10 км/ч с трудом удавалось держать руль и не падать, а о том чтобы ехать быстрее и речи не было. При любом повороте и даже просто неосторожном движении руля мотороллер норовил уйти в занос. На два с небольшим километра ушло почти 15 минут.

Въехав в Могукоровку, не сразу смог отыскать дальнейшую дорогу. Пришлось спрашивать в одном из дворов. Спасибо добрым людям, не только рассказали, но и показали - хлопец на скутере вывел к ничем не примечательному отвороту от центральной улицы и рассказал как ехать дальше.

Последняя за этот день грунтовка оказалась просто прогулочной по сравнению с предыдущими. На скорости 35-40 км/ч я ехал через квадраты полей. Пару раз, правда, пришлось выбирать из совершенно одинаковых с виду дорожек, расходящихся в противоположные стороны, но автопилот не подводил.

Отвлекшись от дороги, обратил внимание на странный вид тянущихся вдоль нее полей. Вроде и не поля, даже, а болота, но слишком уж культурно выглядят. Спешившись и рассмотрев их поближе, я наконец догадался - это же рисовые чеки. Вот, они как, оказывается, выглядят. А незадолго до выезда на асфальт, совсем близко от мотороллера и от дороги нарисовался заяц. Однако фотомоделью он работать явно не хотел и пока я доставал аппарат, успел смыться.

Перед станицей Новониколаевской второй раз за сегодняшний день заправился (подъезжал к ней уже на резерве). Поразил маленький, несмотря на длительное движение на пониженных передачах, расход бензина. Я ожидал перехода на резерв гораздо раньше. На заправке стояли какие-то старинного вида колонки, однако 4 литра отпустили спокойно. Пока отмерял масло, подъехал местный <байкер> на дрындычащем Минске, плеснул в бак пару литров бензина и ни с чем его не мешая, поехал отжигать дальше. Мотик стало жалко.

Дальше был асфальт, асфальт и только асфальт. Причем вполне приличный. На пути до станицы Полтавской километров 15 соревновались в скорости с Восходом-2, везшим двоих седоков, судя по всему с рыбалки. В конце концов, буквально по десятку метров в минуту, я вырвался вперед. При этом, что я что Восхондовцы, делали вид, что соревнование нас совершенно не интересует, и мы просто спокойно катим по своим делам. Рука же сама по себе откручивала гашетку.

Станицу Полтавскую я проехал насквозь, не теряя времени на объездной. А вот в Славянске-на-Кубани лопухнулся и накрутил вокруг города немало лишних километров. Впрочем, может это и к лучшему, поскольку к этому моменту снова начала сказываться усталость, да и мотороллер почему-то плохо держал дорогу, виляя передним колесом на скорости ниже 50 км/ч, так что проезд через город мог породить совершенно не нужные проблемы.

На объездной дороге с самого начала застрял за каким-то длинномером. Водила ехал где-то 45-50 км/ч, что для меня являлось самой неудобной скоростью - ни объехать, ни отстать. Плелся за ним аж до моста через Кубань (точнее - через Протоку), где на подъеме наконец смог обогнать. Кстати, Кубань - река хитрая. Впадает сразу в два моря. Большей частью в Азовское, меньшей - в Черное. А вот раньше, всего пару тысяч лет назад, было наоборот и это сбивает с толку не знакомых с данной особенностью любителей истории.

Уже практически у нужного выезда с объездной обнаружилась очередная заправка с совершенно демпинговыми ценами на бензин (1 литр 76-го всего 13.70 руб, против 18 на большинстве остальных). Раньше я такие заправки объезжал, опасаясь залить бодягу. Но здесь увидел современного вида станцию и стоящие под колонками вполне приличные иномарки, а потоу решил рискнуть. Залил 5 литров, принюхался. Бензин как бензин. Во всяком случае, точно не газовый конденсат, которым так любят заправлять в родной Украине. Заодно решил проверить, что ж всё-таки случилось с передком. Подергал колесо - люфта нет, однако какой-то слишком мягкой показалась покрышка. Достал насос, подкачал, завел, поехал. Ура-а-а-а. Вихляния исчезли и Вятка снова едет как положено. На часах тем временем было уже 19-45.

От Славянска-на-Кубани до Темрюка 64 километра. Именно на этом пути меня застал закат солнца. Сначала горизонт окрасился в розоватые тона, которые постепенно становились всё насыщенней, темнее и в конце концов небо погасло. Всё это время я ехал и ехал, пытаясь угнаться за заходящим солнцем. Когда оно погасло окончательно, до Темрюка оставалось ещё километров 20.

Хочу отдать должное краснодарцам. Более аккуратных водителей я не встречал нигде, за всё путешествие. Не раз и не два бывало, когда в затяжном повороте кто-то на явно более быстрой, чем Вятка машине, пристроится сзади и пока не закончится сплошная линия разметки, будет ехать вместе со мной 60 км/ч, а только потом мигнет поворотом и уедет дальше. Причем всё это на практически пустой дороге. Спасибо вам.

Однако продолжим. Фара на Вятке, конечно, есть, но это скорее формальность, чем реальное подспорье ночью. Во всяком случае, на трассе оставалось только надеяться, что на асфальте нет чересчур фатальных колдобин, поскольку на том расстоянии, на котором они могли бы быть замечены, шансов объехать их уже не оставалось. Другой неприятностью ночной езды стала мелкая мошкара, во множестве носившаяся по влажному воздуху. Эти твари самоотверженно залепливали стекло шлема, уменьшая и без того плохую видимость. Наконец показался вожделенный указатель <Темрюк>. К этому моменту я уже замерз и устал настолько, что воспринимал его как некий город-фантом. Однако надежда на то, что сегодняшний этап путешествия закончится здесь, улетучилась вместе с надписью, возвещавшей о выезде из города.

Потом я понял свою ошибку, внимательно рассмотрев карту. Дело в том, что планирование маршрута, как я уже отмечал, делалось практически <по пачке Беломора>, на которой Темрюк казался нормальным приморским городом. В реальности трасса отстояла от моря довольно существенно. То-есть, дорога к морю, конечно, была, но её нужно было найти, и главное - о ней нужно было помнить. Сейчас же моей следующей и окончательной целью (решил, что если не найду место для ночевки на берегу - заночую в кустах) стала станица Голубицкая. По интернетовским форумам помню, что там расположена <последняя приличная заправка> по дороге к парому. Соответственно, перед въездом на родину необходимо было залиться бензином под пробку. Там же читал о неплохих стоянках в этой местности.

В конце концов, и Голубицкая была настигнута. Не заметить заправку было трудно, но до неё никаких намеков на путь к пляжу мне не попадалось. Опасаясь повторения свежей истории с Темрюком, спрашиваю у местных водил, очень кстати коротающих время на заправке, где здесь можно стать с палаткой на ночевку. Что интересно, после многочасовой езды в шлеме, когда единственным звуком был гул мотора, свой собственный голос показался каким-то чужим. Дорогу мужики объяснили довольно подробно, однако моя способность воспринимать информацию явно переживала не лучшие моменты, поэтому прежде чем свернуть в нужном направлении, я ещё изрядно попетлял вокруг заправки, путаясь в знаках. Поначалу дорога она мне совершенно не внушила доверия, однако вскоре привела в привычную пляжно-пансионатную местность с кучей отдыхающих, и, увы, лежачих полицейских. К счатью все пассивные стражи порядка были предупредительно обозначены соответствующими знаками и особых проблем не вызвали.

Пансионаты закончились, пляж так и не показался, а дорога начала принимать вид песчаного серпантина. К этому моменту я обнаружил, что фара светит только в режиме дальнего света, что было довольно неудобно. В конце концов, луч уткнулся в какое-то подобие КПП со шлагбаумом. На встречу поднялся молодой парень.
- Туристов переночевать пускаете?
- Пускаем. Сейчас открою. А ты откуда и куда?
- Из Мариуполя, в Крым. Вот переночую и с утра дальше поеду.
- Ух ты, а что за скутер?
- Это Вятка - советская еще. 65-го года.
- Да-а, вот это техника... Ну давай, спокойной ночи.
- А где здесь встать можно?
- Да везде.

Через пару сотен метров дорожка подошла вплотную к пляжу и, заметив разрыв в песчаном бархане, направляю мотороллер прямо туда. Вятка почти сразу глохнет в песке. Спешиваюсь, снимаю шлем, достаю фонарик, осматриваю местность. Не Должанка, конечно, но переночевать можно. Правда, несколько напрягают раздающиеся неподалеку комментарии каких-то малолеток, но судя по всему, у них настроение просто повыпендриваться перед подругами, поэтому спокойно выбираю место для палатки, разгружаю мотороллер и переношу туда вещи, затем завожу Вятку и помогая ногами переезжаю по песку поближе. На часах 21-35 по Киеву (в Москве на час больше). Хотя сознание уставшее, но в целом состояние гораздо бодрее, чем вчера. Быстро собираю палатку, при свете Вятковской стояночной лампочки. Затем организовываю с подветренной стороны палатки мини-очаг, разжигаю сухой спирт и готовлю себе ужин - картофельное пюре, бычки, хлеб, майонез и на десерт - изюм. Далее включаю мобильник и рассылаю всем СМС-ки. Заодно получаю сообщение от супруги, догадавшейся о моем дальнейшем маршруте и интересующейся, не в Крыму ли я уже.

На всё - про всё уходит час. В половине одиннадцатого я уже забираюсь в спальник. Как обычно, перед сном короткий самоанализ. Вятка вела себя хорошо, выдержав более полусотни километров грунтовок и <стиральных досок>, хотя соваться на Арабатскую стрелку с ней явно не стоит. Погода окончательно наладилась. Денег вполне хватает на остаток пути по России. Самочувствие отличное. Если в первые дни побаливала спина, то сейчас никаких неприятных ощущений нет. Усталость вчера была гораздо сильнее, несмотря на меньший пробег и более легкие дороги. Несмотря на ночь, удалось найти вполне приличное место для стоянки.

Вроде, пока всё шло просто замечательно, но настроение под вечер было не очень. Причина простая - я потихоньку начинал скучать по дому, своей семье, да и просто по нормальному общению. Всё-таки, раньше мне ни разу не доводилось прочувствовать, что такое одиночное путешествие. Да, хорошо, когда сам себе хозяин, когда никто не тормозит передвижение, не спорит, не ноет. Но с другой стороны, не с кем поделиться впечатлениями, не на кого положиться. Никто не съездит в ближайшее село за помощью, если вдруг таковая понадобится (а утренняя история с пружинкой показала, насколько может задержать отсутствие любой, даже самой мелкой запчасти). Возможно, на настрой повлияли напряжение и усталость последних часов, но из песни слова не выкинешь.

Ночью дождя не было.

 

Оглавление Предыдущая страница Читать дальше


Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть