Черда-клевая поездка.

Вторник. 12 сентября 2006 года. Осень. Теплынь.

Как и пять лет назад, я двигаюсь по Володарской трассе, прочь от города, его суеты и его проблем. Правда на этот раз я еду один (все-таки рабочий день) и подо мной мопед Карпаты, только начавший ездить после двухлетнего ремонта. Пройдено всего полторы сотни километров, и хотя мне уже не приходится, как в начале обкатки, остывать каждые пять минут, режим поездки всё равно планируется весьма спокойным.

Вспоминаю слегка забытые ощущения езды на мопеде, который в отличие от Вятки не стоит как бревно, а извивается на каждой кочке словно живое существо. Впрочем, подшипники на оси маятника свое дело выполняют и вихляния стали значительно меньше чем раньше.

Трасса сегодня загружена. Кроме легковушек иногда проносятся фуры, а один раз проехала целая колонна грузовиков с ГАИ-шным сопровождением, мигалками, матюгальниками и прочими атрибутами. Впрочем, я в этот момент мирно остывал на обочине и смотрел на них как зритель, а не как участник движения.

По обочинам дороги насажена лесополоса, значительную часть которой составляют могучие ореховые деревья. В течение последних трех лет мы регулярно выбирались сюда осенью собирать орехи, однако говорят, что в этом году из-за зимних заморозков орехов практически нет. Постоянно смотрю по сторонам и наверх, однако похоже, что слухи подтверждаются. Орехов действительно не видно.

Сегодня я еду всё-таки не один. Со мной Гребенщиков, Бутусов, Шевчук, Иващенко с Васильевым. Я еду, а они поют. Поют свои нестареющие песни из наушников плэйера. Я пристрастился брать его с собой в велопоездки, а вот теперь взял и в мото. Правда быстро выясняется, что слушать можно только на максимуме громкости. При других положениях регулятора шум ветра (да, именно ветра, а не двигателя) глушит все звуки. Возможно, виновата конструкция наушников, но музыка - это всё равно здорово. Поэтому придется к следующему году придумать, как слушать музыку, не заглушаемую ветром.

Первые двадцать пять километров позади и вот наконец поворот в сторону Чердакли. Как резко меняется дорога. Нет, асфальт по-прежнему ровный, но если раньше я ехал словно в тоннеле, не видя ничего кроме машин, деревьев, и неба, то теперь лесополоса сильно поредела и вокруг на много километров раскинулась широченная панорама местности. Миллиарды лет назад здесь были горы, на которые не ступала нога не то что человека, но даже простой сороконожки, потому что обладателей ног на Земле еще не было, а наши далекие одноклеточные предки весело резвились в первобытных морях, параллельно насыщая атмосферу планеты кислородом, и тем самым готовя нам жизнь, а себе погибель. Те горы давно разрушились под воздействием воды ветра и солнца, но степь до сих пор хранит их следы, оставшиеся в виде холмов, оврагов, скалистых выступов и трещин. В одно из мест, где горное прошлое всё еще видно невооруженным глазом, я и направляюсь.

В какой-то момент мое внимание привлекает ставок по правую сторону от дороги. Точнее, не сам ставок, а его белоснежный, цвета свежевыпавшего снега покров. Но какой снег в такую жару?! Это огромная стая белоснежных гусей нашла себе место отдыха перед долгой дорогой на юг. Останавливаюсь, делаю первые кадры фотоаппаратом, снимая белое чудо и свои скромные Карпаты на обочине дороги.

После короткого перерыва снова в путь. Дорога весело ложится под колеса. Ровно три месяца назад мы проезжали здесь на велосипедах, поэтому места знакомые и глаз не столько ищет новых впечатлений, сколько пытается проверить старые и отыскать незамеченные ранее детали. Вот перекресток, на котором мы стояли, выбирая направление. Вот сельский магазинчик, где продавались вкуснючие плавленые сырки, которыми мы полдничали. А вот и плотина, обозначающая начало Кальчинского (оно же Старокрымское) водохранилища. Здесь мне направо.

Провожаю взглядом тропинку, на которую мы тогда свернули. Сейчас подо мной уже не легкий велик, который при необходимости можно и на себе перенести, а мопед, весом килограмм пятьдесят. Соответственно и путь мой лежит по более цивилизованным местам и дорогам. Поэтому я еду прямо.

Какого цвета асфальт? Обычно серый, после дождя - черный. А вот после арбузов асфальт, оказывается, становится красным. Именно таким он являлся на протяжении нескольких десятков метров моего пути в этот день. На обочине стоял трактор, который вез злополучный прицеп с арбузами, с другой стороны дороги - УАЗик, который по видимому привез на место происшествия председателя колхоза, ну а между ними, стараясь не поскользнуться на сочной мякоти проползал на своих Карпатах я.

Вскоре картинка, наблюдаемая глазами наложилась на пейзаж, услужливо предоставленный памятью. Значит в этом месте мне налево. Несколько километров по проселку и вот открывается знакомая панорама. Я практически на месте. Но для начала необходимо восполнить пробел предыдущей экспедиции. Вот этот вот живописный камень я заприметил еще в прошлый раз, но сфотографировать не удосужился. Поэтому направляю своего двухколесного друга по целине прямо к нему. Щелкаю камень, камень с Карпатами, себя с камнем (автоспуск рулит) ну и еще пяток кадров вокруг. Потом проезжаю еще несколько сотен метров и оказываюсь на нашем месте. Достаточно крутой спуск по каменистому склону дает возможность добраться к воде только пешком. Велосипеды еще можно вывести обратно руками, а вот мопед, да еще и в одиночку я туда вести не решусь. Поэтому Карпаты остаются отдыхать под камешком, спрятанные от всех взоров, а я с одной сумочкой спускаюсь к месту нашей стоянки.

Как будто ничего не изменилось. Даже очаг на месте. Судя по всему, люди здесь все-таки несколько раз останавливались, но такие же туристы, как и мы. Место хоть и красивое, но уж больно недоступное для машин. А горожане сюда без машин не приезжают.

На часах уже почти два, а я еще не обедал. Поэтому первым делом делаю легкий перекус, состоящий из сдобной булочки, охотничьей колбаски и плавленого сырка под минералочку. Может быть и не очень правильно, зато вкусно. Камни, на которых я расположился, образуют удобные стол и стул, на которых можно даже развалиться, подставив лицо ласковым солнечным лучам и легкому ветерку.

Впрочем, скоро мне становится жарковато и я решаю искупаться. Вода прохладная, но не холодная, поэтому с удовольствием плаваю минут пятнадцать. Потом выхожу на берег и обсыхаю прямо под лучами солнца. Следующие час-полтора гуляю по окрестностям, забираясь на склон, отвесно обрывающийся к воде, доедаю остатки провизии, загораю и снова купаюсь.

Часа в четыре начинаю собираться домой. Сначала выношу наверх вещи, потом вывожу пустой мопед и только там начинаю навьючивать поклажу. Затем оборачиваюсь, чтобы бросить прощальный в этом сезоне взгляд на полюбившееся место, и тут замечаю пропущенный ранее сюжет для фотографии. Достаю из сумки "Смену" и щелкаю единственный за этот день кадр на пленку. Забегая вперед, сажу, что кадр действительно получился великолепным и впоследствии был распечатан 20*30 и повешен на стенку.

Немного побегав с Карпатами, завожусь и выхожу на обратный курс. Грунтовка, выходящая на асфальт, идет с подъемом, поэтому необкатанный двигатель, вдобавок работающий с одним кольцом, тянет плоховато. Приходится выкручивать первую передачу и играть сцеплением на второй. Опять вспоминаю забытые ощущения езды на мопеде. В этом отношении с Вяткой проще - и передач больше и движок мощнее, зато на мопеде сподручнее скакать по проселку - такая блоха контролируется гораздо проще.

Выезжаю на асфальт и направляюсь в сторону Мариуполя. Поскольку времени до конца светового дня еще достаточно, образовывается возможность немножко покуролесить с маршрутом. Первым отступлением от велопрограммы трехмесячной давности становится экскурсия к обелиску, летом увиденному только издалека. Сворачиваю с дороги налево, и слегка покружив по грунтовым дорожкам, выхожу к цели, благо цель эта видна издалека. Над курганом с братской могилой стоит высокий (метров тридцать) обелиск в форме штыка, посвященный воинам, павшим при освобождении наших земель от нацистов. Прочитать об этом, правда, уже невозможно - от плиты с надписью остались только четыре ржавые дыры. Саму плиту срезали на металлолом.

На холм я пытался заехать в два приема. Первый раз остановился на четверти пути, второй раз - примерно на двух третях. Выше мой необкатанный движок тянуть не хотел, и я побоялся слишком его насиловать. Пришлось к самой вершине подниматься пешком. Сверху открывается вид на все окрестности, включая широкую панораму водохранилища и путей-дорожек, ведущих к нему. Тропинка, поднимающаяся на холм, перекатывает через него и уходит дальше в сторону дороги. Видимо это самый короткий путь, но мне он заказан - вот пройду обкатку, тогда попробую еще раз. Сейчас же намечаю, как проехать к водохрану - возможно повезет найти еще какие-нибудь интересные места.

Километра через два грунтовка снова вывела меня к берегу. На берегах небольшого заливчика расположилось несколько отдельных компаний. Все на машинах. Кто-то рыбачит. И это будний день. По сравнению с только что покинутым мною местом - просто аншлаг какой-то. К берегу подъезжать даже не стал. Видимо места надо искать прежде всего по принципу недоступности для автомобилей.

Рельеф местности здесь довольно пересеченный, поэтому местами приходится ехать в стиле, близком к кроссовому (насколько это возможно на мопеде с двухсильным движком). После одного из прыжков шестым чувством чувствую, что что-то неладно. Останавливаюсь. Так и есть - с резинки, стягивающей багаж, слетел один из крюков, и сумка норовила остаться на гостеприимных берегах Кальчинского водохранилища. Креплю пострадавший конец резинки к багажнику узлом и еду дальше. Правда, после прыжков теперь всегда оглядываюсь назад.

Путь обратно к дороге занимает гораздо больше времени. Во-первых нужно ехать не вниз а вверх, а во-вторых поскольку ехать обратно той же дорогой - неинтересно, я решаю обогнуть холм с обелиском с другой стороны. Однако искомая дорога не висит в небе таким же прекрасным ориентиром, как обелиск, поэтому я теряю направление и минут пятнадцать утюжу окрестные поля и лесопосадки к вящему удивлению местных трактористов. В конце концов, практически случайно, выезжаю на асфальт, который оказывается несколько не так и не там, где я его ожидал.

Некоторую дозу адреналина добавляет изучение содержимого бензобака. Перед поездкой в него было залито три литра бензина (на 100 км, с запасом), однако с учетом всех незапланированных отклонений от маршрута общий пробег может существенно превысить запланированную сотню. К тому же часто приходилось ехать на первой передаче, что тоже не добавляет экономичности. Запасов бензина с собой не брал, так что придется доезжать на этом.

Отчасти в связи с бензиновым голодным пайком, отчасти для поиска новых впечатлений, снова сворачиваю с накатанного маршрута в сторону. Это должно позволить срезать километров пять и сразу выехать на Володарскую трассу. По карте там асфальт до поселка, а дальше - мост и несколько километров грунтовки. Поначалу все шло как по маслу - асфальт, поселок, мост. Перед мостом останавливаюсь и спрашиваю прохожего, как проехать на Мариуполь. Мне отвечают, что за мостом надо сразу по грунтовке наверх и там мне будет счастье. Переезжаю мост и вижу, что грунтовок здесь не одна, а четыре, причем все ведут наверх, но при этом расходятся веером в разные стороны. Поначалу поехал по самой накатанной, которая когда-то даже была покрыта асфальтом. Однако дорога вывела к каким-то руинам, после чего исчезла. Спускаюсь обратно, пробую второй раз - колея через несколько сто метров превращается в узенькую тропинку, которая врядли может привести к трассе. Снова спускаюсь и тут вижу пастуха. Спрашиваю дорогу уже у него и получаю указание ехать по одной из средних грунтовок. Снова подъем, снова то первая, то вторая передачи, снова игра сцеплением, но зато всего через несколько километров я действительно попадаю на трассу.

Асфальт ровный, скорость - чуть больше 30-ти. Можно немного расслабиться и подвести итоги. Моторчик работает лучше, чем даже в начале поездки - исчезли перегревы и вынужденные остановки. Впечатлений тоже масса. В общем, вылазка удалась. Некоторое беспокойство вызывает только уровень бензина, однако до гаража я доехал вполне благополучно, а потом еще несколько дней колесил по городу, пока бак опустел до последней капли (с собой, естественно, возил запас).

Уже в сумерках закатываю Карпаты в гараж. Последнее фото цифровиком. Все. Поездка окончена. Пройдено чуть более 80 км. Техника в порядке. Боевой дух и настроение отличное.

 

ноябрь-декабрь 2006

 

Карта маршрута:

Тексты   На главную


Украинская Баннерная Сеть