2 колеса и 1/8 лошадиной силы.

День второй

Ночью было холодно. Настолько, что обнаружив под утро Олега обутым в кроссовки, я не смог придумать ничего лучшего, чем засунуть свои замерзающие ноги в рюкзак (обувать сандалии было естественно бесполезно). С утра пораньше Олег, привыкший к ранним подъемам, ускакал осваивать цифровую фототехнику, я же часов до восьми продолжал валяться в палатке, растягивая удовольствие от отдыха на природе - того блаженного состоянния когда никуда не нужно спешить и самое страшное событие, которое может произойти - это внезапно нагрянувший дождь.

Впрочем, дождя тоже не было и когда я выглянул наконец наружу, то увидел чудесную солнечную картинку. Метрах в двадцати весело катилась речка, за ней возвышались игрушечные по кавказским меркам, но весьма внушительные для степи утесы. Шелест леса, на опушке которого мы стояли, а также аромат постепенно прогреваемых солнцем трав загружали остальные органы чувств и прекрасно дополняли картину.

Позади палатки два велика прониклись чувствами всеобщей любви и слились в какой-то смело-эротической позе. За фотографироваием этого безобразия я и застал своего напарника. Ну как тут не поучить: ладошку шире, локоточек выше... в смысле выдержку больше, диафрагму меньше - и хрен с ней, с композицией, зато кадр четкий получится, а то автоматика у этой заразы уже давно ни к черту.

Поскольку голод до новых впечатлений значительно превышал голод желудочый, сразу готовить завтрак не стали, а наскоро перекусив отправились на разведку местности. Выше по течению обнаружилась превосходая заводь для купания, а еще дальше, пройдя по доржке, окруженной словно аркой кустами терновника, мы вышли на то самое место, где я был весной. Впрочем никаких сожалений, что мы туда не попали не возникло, поскольку там уже расположилось человек 10 велосипедистов, наша же полянка была пуста и просторна.

Перебравшись через речку и вскарабкавшись наверх по узкой тропинке, окруженной со всех сторон колючками, обнаружили:
а) полянки с еще цветущим чабрецом
б) значительное улучшение мобильной связи
Чабрец, естественно, нарвали, по домам отзвонились и отправились гулять по "гористому" правому берегу Каратыша. Прошли к соснячку, что виднелся метрах в ста, сфоткались на живописных камушках, как проплешины выступающих из густой травы, после чего по дуге двинулись в обратном направлении.

В одном месте наткнулись на шикарные заросли поспевшей уже алычи, задержавшей нас минут на 20. Поглощение алычи, кстати, привело к результатам прямо противоположным ожидаемому - захотелось есть. В поисках удобного спуска к речке мы натолкнулись на овражек, в котором еле слышно (лето-засуха) журчал родничок чистой холодной воды. Приметив место, пошли дальше и вскоре вышли аккурат к своей стоянке.

Тем временем, становилось уже довольно жарко, поэтому перед завтраком мы решили сначала опробовать найденную заводь на предмет пригодности для купания. Заводь испытания выдержала. Глубина в этом естественном бассейне доходила до метра, а втекающая в него быстрым потоком по каменистому ложу река образовывала нечто вроде ванны с гидромассажем. Вылезать из воды совершенно не хотелось, но нужно было готовить завтрак. Быстро наломали дров, бухнули в котелок литр воды и подвесили его над костром. Разведение костра было истинно пионерским - с одной спички. Причем эта спичка вообще стала единственной, потраченной в этот день, поскольку следующие костры зажигались от еще горячего пепла предыдущих. Пока я держал котелок над огнем (кстати, подсмотренный на Кавказе консольный способ организации опоры оказался очень удобным), Олег снова взял фотик и щелкнул меня за этим занятием.

Вода закипела быстро и вскоре завтрак был готов. Наше меню не блистало деликатесами - мивина, консервы, хлеб сало, да огурцы с помидорами. Однако гвоздь программы все-таки был - душистый ароматный чай, заваренный на только что собранных травах. Наевшись и напившись, в самом благостном расположении духа мы разлеглись загорать под ласковыми лучами августовского солнышка.

Лежали мы долго - минут наверное 30... или 40. Потом нам это надоело и встал закономерный вопрос - что делать дальше? Проведенный разбор альтернатив показал, что:
а) у нас еще часа четыре до отъезда
б) надо бы глянуть, можно ли вернуться более коротким путем, чем мы ехали сюда
в) вверх по течению мы уже ходили. Теперь надо сходить вниз.

В общем, получалось, что все дороги в самом прямом смысле вели налево. Туда мы и двинулись. Речка ниже по течению перекатывалась через пороги, изображая из себя горную и издавая тот самый шум, благодаря которому прошлой ночью мы её и нашли. Дорога над этим местом поднималась наискось наверх к сжатому полю, но какой же настояжий турист идет по дороге? Настоящий турист идет рядом с дорогой, путаясь в траве и матерясь на колючки. Почему? Да хотя бы потому, что тогда можно увидеть например такое чудо. Через некоторое время эта огромная, пестро раскрашенная гусеница превратится в не менее огромную и пестро раскрашенную бабочку, сфотографировать которую будет гораздо сложнее. Гусеница же без лишних понтов спокойно сидит на травинке, пока непонятные теплокровные с всего лишь двумя ногами суетятся вокруг неё, кидаясь всякими учёными словами типа "ракурс" и "фокус".

Отщелкав фотосессию, оставляем нашу модель в покое и двигаем дальше. Дорога днем кажется гораздо короче чем ночью и несмотря на потенциально более медленный способ передвижения вскоре мы выходим на край поля. Дорога заворачивает и уходит куда-то вдаль, однако туда мы уже не идем, потому как в нескольких километрах проявляются знакомые опоры высоковольтной ЛЭП. Поскольку мы знаем, что ЛЭП эта проходит через Федоровку, дальнейшие изыскания можно и не проводить, всё равно лучшего ориентира, по которому как по компасу можно выехать на трассу, нам не найти.

Выяснив эту приятную новость и выполнив тем самым обязательную программу, сворачиваем с дороги и через посадку выходим обратно к весело катящему свои воды Каратышу, навстречу программе произвольной. Словом, "вниз по течению пойду и я, покуда делать нечего мне".

Не успели мы как следует разогнаться, прыгая по травке рядом с журчащим потоком, как оказались возле двух утёсов, явно искусственного происхождения, сдавливающих речку с двух сторон. Больше всего эти сооружения напоминали быки моста, но к мосту должна подходить дорога, а её не было. Не было даже населенных пунктов, которые можно было бы считать кандидатами на такую серьезную линию сообщения. Такую вот загадку приготовил Каратыш.

И только гораздо позднее я узнал, что то, что мы обнаружили, действительно является остатками древнего моста, построенного, если верить легенде, ещё при Екатерине Великой. Через этот мост проходила дорога, соединявшая многолюдные тогда деревни. Позднее деревни постепенно хирели, за дорогой и мостом уже никто не следил и постепенно все разрушилось, да заросло бурьяном. К нашему времени остались только кирпичные опоры и несколько столбиков, на которые раньше ложились перила.

Побродив немного в окрестностях бывшего моста (впрочем "побродив" - это очень громко сказано. На самом деле приходилось продираться через заросли терновника наверху либо бурьян в человеческий рост высотой, снизу) мы с Олегом отправились дальше. А дальше речка словно вырвалась на свободу. Хотя правый её берег по прежнему представлял собой цепь холмов, слева теперь вместо лесо-степного пейзажа расстилался ковер луговых трав. Кое где виднелись явные следы выпаса крупного рогатого скота, местами засохшие, но кое где и совсем свежие. Однако и здесь сюрпризы, привычные для сельского жителя, но такие необычные для горожанина продолжались. Вот зеленой метелкой с коричневыми шапочками растет в излучине Каратыша камыш (нигде больше в этой местности такого мы не встречали. Вот за кустом чертополоха спрятала свою нору лиса. А поднимешь голову, посмотришь вокруг - и просто красота такая, что не оторвешься.

Несколько километров прошли мы по низкому левому берегу, то шагая по пояс в траве, спрямляя излучины, то подходя вплотную к бурлящей воде. Однако часы неумолимо отсчитывали минуты до нашего отъезда. Так и не обнаружив всего интересного, что припасла речка Каратыш, мы повернули обратно.

Возвращаться решили по холмистому правому берегу. После переправы вброд через речку первым делом залезли на ближайший высокий холм - посмотреть много ли осталось до знакомых почти каждому жителю Мариуполя ставков. По-видимому, оставалось ещё изрядно, так как блестящая под солнцем речная лента уходила к горизонту, а ставков так и не было заметно. Зато с этой высокой точки открывался великолпный обзор на извивающуюся петлями среди зелени лугов реку, шевелюру окружающих её лесов и покатые шапки холмов.

Шурша ногами по каменистой щебенке, мы двинулиь в обратный путь. Окрестности скорее напоминали уменьшенную копию какого-нибудь крымского уголка, чем приазовскую степь. То тут то там вбок уходили ущельица, крутые каменистые склоны хоть и не блистали головокружительной высотой, но все-равно желания оступиться и упасть отнюдь не вызывали, а в одном месте нам попался самый настоящий горный ручей с самым настоящим водопадом, метра полтора высотой.

Так, продираясь через заросли высокого пожухлого бурьяна, изредка отвлекаясь на сбор урожая с очередной чабрецовой полянки, мы снова вышли к остаткам моста. С этой стороны никаких признаков дороги также не сохранилось, но наверное именно в этом месте родилась идея пройти пешком весь Каратыш от ставков до истоков. Пройти не торопясь, чтобы было время разведать откуда идёт ручеёк с водопадом, или куда ведут постоянно попадающиеся ущелья. Причем пройти с фотоаппаратом, дабы увиденное осталось не только в нашей памяти, но и для других открыло этот уникальный уголок приазовья.

Долго ли, коротко ли, но добрались мы и до нашего лагеря. Там ничего не изменилось. Всё также стояла палатка, совсем незаметная в тени деревьв. За палаткой лежали велики, а на полянке ещё теплились остатки костра. Быстро насобирав немного хвороста, из этих остатков я очередной раз раздул костер и вскоре мы уже уплетали очередное же мивиново-консервное блюдо. Не зря всё-таки говорят, что голод - лучший повар. В походе, да на свежем воздухе вкусовые качества продуктов увеличиваются просто в огромное количество раз.

Итак мы поели, запили запили всё традиционной порцией липтоно-чабрецового чая и стали готовиться к отъезду. Пока Олег колдовал над отвалившейся вчера ручкой тормоза, я сбегал помыть посуду, не удержавшись попутно от возможности ещё разок скупаться в прохладной речной воде. Затем мы быстренько уложили палатку, упаковали вещи, привязали всё это к великам и.... До свидания, Каратыш. До скорых встреч. Все-таки этот год пройдет не зря - ещё один чудесный природный уголок нашего края прибавится в коллекцию к Кривой и Белосарайской косам, заповеднику Каменные могилы, Стародубовскому лесу.

Упаковка сорванных в качестве подарка женам камышей в пенки, ещё один короткий взгляд вокруг, беглый осмотр теперь уже бывшего лагеря на предмет забытых/оставленных вещей и в путь.

При дневном свете дорога кажется намного короче, чем ночью, хотя полями мы отмахиваем не меньше, чем вчера. В одном месте я останавливаюсь возле кукурузной посадки и соверщаю акт, отнюдь не достойный библейских заповедей, то есть попросту тырю с десяток початков. Сам я кукурузу не люблю, но вот жене понравится. Пока вожусь с кукурузой, Олег успевает уехать далеко из поля зрения. Думаю - ничего страшного - догоню, но не тут то было. Километра три проехал, а его и следов нет. Тут и дорога вышла к каким-то строениям. Куда ехать - не понятно.Благо, есть сейчас мобильник, по которому можно позвонить и узнать, кто куда поперся. Правда толком объясниться так и не получилось, поскольку Олег видимо проезжая эту развилку особого внимания на нее не обратил, а вот мне пришлось изрядно поплутать между коровников и табличек с надписями "въезд запрещен". Прямо военный объект какой-то, а не колхоз. Впрочем увидев издали знакомую трассу я наконец понял что к чему и вскоре уже проезжал мимо перечеркнутого красной чертой знака "Федоровка".

Сразу за этим знаком идёт нудный затяжной подъём, в конце которого меня и поджидал Олег, вооруженный фотоаппаратом.

Тут выяснилось, что обоим изрядно хочется пить, а в наличии всего треть литровой бутылки разбавленного сока. Чтобы не проверять лишний раз пословицу о том, что перед смертью не надышишься, сразу прикончили весь сок и решили ехать до Володарского - ближайшего места с магазинами - без остановок и раздельно. С тем и покатили.

Чем хороши мопед, велосипед и вообще любое тихоходное транспортное средство, так это тем, что оно даёт возможность во время езды спокойно рассматривать окрестности. К чему я? Да собственно к тому, что по обочинам дороги умные селяне сажают вместо акаций и тополей яблони и груши. А на дворе уже август и груши уже спелые. Набив грушами полные карманы шортов и оставшееся после кукурузы место в рюкзаке, так что тот стал продавливать заднее крыло через багажник почти до колеса, я поехал дальше, периодически останавливаясь для пополнения запасов. Олег по сторонам смотрел меньше и поэтому естественно уехал далеко вперед. У стоявших на какой-то остановке людей выясняю, что он опережает меня минут на 15. Впрочем к этому моменту груши-яблони на обочинах закончились и к Володарскому я его почти догоняю.

Чтобы понять, какой кайф может доставить самая обыкновенная прохладная минералка, необходимо хотя бы раз проехать несколько часов по жаре, практически без глотка воды. Мы проехали... И поняли... Утолив жажду, отзваниваемся жёнам, что с нами всё в порядке и часа через полтора мы будем дома.

Поскольку самая трудная часть пути уже была пройдена, решили в качестве эксперимента поменяться великами, чтобы так сказать влезть в шкуру товарища. Соответственно, я оседлал Олежкин "Минск", а Олег - моего "Варана". Надежды на чистоту эксперимента растаяли практически сразу, поскольку мы как-то не учли разницу в росте и соответственно длине ног, из-за чего мне пришлось ехать с согнутыми коленками, а Олегу давить на педали чуть ли не носочками. Ну да ладно, всё равно получилось интересно. На "Минске" шины узкие и сопротивление качению минимальное, поэтому едет и катится он легче "Варана", что особенно заметно на ровной дороге. Посадка же совсем непривычная - вместо согнутого положения спины, сидишь как на стуле, руль расположен чуть ли не между коленками, причем из-за разболтанных подшипников всё это под тобой вихляет, как какое-то живое существо. В общем, ехать по извилистой грунтовке - кайфа мало, но по ровному асфальту даже прикольно. Что же касается всего.четырех скоростей самодельной "коробки передач" то их на данном участке дороги вполне хватало.

Олег же, после того как приспособился к высокой посадке и научился некоторым "особенностям национального переключения скоростей" ловил кайф от возможности пользоваться энным количеством передач и без напряга забираться на любую горку. В этом отношении нас отличает то, что я не люблю быстро крутить педали, а он не любит прилагать к педалям большое усилие. Поэтому на одну и ту же горку мы заезжаем на разных передачах.

И всё же, несмотря на такую разницу в технике, ехали мы одинаково. Олег долго этому удивлялся, но уже под самым Мариуполем нашел-таки разгадку - "Лёха, я понял почему ты так быстро едешь! Потому что весь груз везу я! У тебя же рюкзак на багажнике прикручен, а у меня - на спине, вот и получается, что ты на моём велике налегке педали крутишь!!!" Впрочем меняться мы уже не стали и докатили так до самого Мариуполя. У развилки дорог сели обратно на своих коней, перекинули вторую пенку с Олеговского велика на мой крепко пожали друг другу руки и распрощались.

Оставшиеся полтора километра до дома я провел в борьбе с пенкой (толком привязывать её уже было лениво и пришлось постоянно придерживать пенку одной рукой), но тем не менее вскорости я уже названивал Адке с просьбой помочь в переноске вещей.

Приключение закончилось.

Итог - пройдено на велосипедах примерно 120 км. Отснято более 80 фотографий (в основном - цифровых). Получено море удовольствия и хорошая доза адреналина. Жертв и пострадавших нет.

P.S. Весь текст этой части набран с использованием мобильного телефона Ericsson - R380 и старенького карманного компьютера Cassio Cassiopeia A-10. Ни одна кнопка настольного писюка до верстки ХТМЛ нажата не была.

Ещё фотки с велопоездки на Каратыш.